Развитие речи у детей 2 лет. Как разговорить малыша, или особенности развития речи у детей до трех лет

"Особенности речевого развития детей 2–3 лет"

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук [Р]. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы то, о чем говорят с ребёнком, он видел своими глазами, мог слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стишки, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если их время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для обозначения своих действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите в речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для расширения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Таким образом, к концу третьего года жизни наши детки должны уметь:

    Сопровождать речью игровые и бытовые действия.

    Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Двухлетний возраст считается критическим периодом в формировании речевых навыков. От того, как в этот период происходит развитие связной речи у детей, зависит их дальнейшая познавательная, а следовательно, интеллектуальная активность. Вот почему развитию речи крохи очень важно уделять особое внимание в возрасте от двух до трех лет.

Особенности развития речи детей двух-трех лет

Речевое развитие ребенка в два с половиной года происходит стремительными темпами. В этом возрасте малыши прямо-таки на лету «схватывают» и пополняют свой словарный запас словами и целыми выражениями. Им удается довольно легко запоминать простые рифмы, стихи, песни, элементарные сказки. Хотя справедливости ради надо сказать, что далеко не всегда двухлетние крохи полностью понимают, о чем идет речь.

К двум с половиной-трем годам словарный запас ребенка может состоять из полутора тысяч слов - это среднестатистическая норма.

На протяжении всего дня малыш может «болтать» без умолку, независимо от того, есть ли у него слушатели. Двухлетние болтуны любят разговаривать сами с собой, комментировать свои действия или намерения: «Сейчас Сема будет рисовать» или «Оля хочет кушать, пить и спать». Помимо этого они любят общаться с игрушками или героями мультфильмов, могут дать простую характеристику своих ощущений (замерз, устал, весело, грустно). Нередко можно заметить, что ребенок часто употребляет бессмысленные слова, что-то вроде «кути-тути-пути» или «лямба-калямба-малямба». Такое сочетание слов, конструкций из них, звуков и разномастной манеры произношения является своеобразной игрой и очень веселит малыша.

Ближе к трем годам большинство детей может вполне сносно рассказать окружающим о том, где они побывали, что видели или о своих потребностях в данный момент. В это же время укрепляется навык общения со сверстниками, хотя еще совсем недавно большинство детей могло разговаривать только со взрослыми.

После преодоления трехлетнего рубежа подавляющая часть детей способна разговаривать распространенными предложениями и пользоваться разными частями речи, хотя нередко могут делать ошибки в их согласовании, например: «Автобус не ходит, потому что у него нет ножков. У него много колесов». Не зная правильного обозначения предметов, дети могут сами придумывать названия, исходя из качественных характеристик предмета. Так, например, половник может быть «разливалкой», коляска - «каталкой», молоток - «стучалкой», а руль - «крутилкой» и т.д.

Несмотря на то что ближе к трем годам произношение у многих малышей становится значительно лучше по сравнению с прошлым годом, все же ему еще далеко до идеального. Так, некоторые звуки могут произноситься в смягченном варианте (жарко - зярко); какие-то заменяются, переставляются или вовсе исключаются из произношения (телефон - тифон, кубики - букики, зеленый - иеный, хоккей - кокей, футбол - фубол и т.д.). Особую сложность вызывают шипящие звуки и, конечно, «р»: шарик - сялик, дерево - деево. Часто это связано с тем, что большинство детей еще не освоило технику произношения этих звуков, а улавливать на слух такие нюансы им пока сложно. Хотя надо отметить, что имитируя звуки машин, техники или голоса животных, многие дети произносят эти сложные шипящие и рычащие, хотя такие совпадения носят, скорее всего, случайный характер.

Для пользы дела

1. Учим местоимения

Правильное употребление местоимений - важный этап в формировании самосознания ребенка, а также в межличностном дистанцировании от окружающих. С пониманием и правильным применением местоимений ребенок учится воспринимать себя как отдельную личность и отделять себя от социального окружения. Это важно и в рамках становления речи, и в рамках общего развития крохи.

Первый этап - изучение местоимений «я», «ты» и «мы». Нужно объяснить малышу, как правильно употреблять эти слова. С этой задачей поможет справиться игра:

Взрослый: «Скажи, я - Оля».
Ребенок повторяет и показывает на себя пальчиком.
Взрослый: «Где мама? Скажи: мама - это ты».
Ребенок повторяет и указывает на маму.
Взрослый показывая на отражение в зеркале: «А это кто? Мама и Оля? Вот мы где! Мама и Оля - это мы. Покажи, где мы?»
Ребенок показывает на отражение в зеркале и повторяет «Вот мы где!»

Чем чаще взрослые будут играть с малышом в эту или подобную игру, тем быстрее он запомнит правила употребления этих местоимений.

Позже задачу можно усложнить и показывая на других людей (например, детей на детской площадке) проговаривать с ребенком: «Мальчик - это он. Где мальчик? Вот он! А вот девочка. Девочка - это она. Покажи, где девочка? Вот она, правильно!»

2. Учимся спрягать глаголы

Неправильное спряжение глаголов - распространенная ошибка практически всех малышей. Дети нередко «присваивают» обозначения другим своим действиям по аналогии с теми, которые уже освоили. Например, говоря не «хочешь», а «хотишь», не «плачу», а «плакаю» и т.д.

Справиться с этой задачей поможет игровая форма обучения с использованием соответствующей пантомимы или игрушек. Для игры выбирается «сложный» глагол, например, «давать». И ребенок сначала при помощи взрослого, а затем и самостоятельно должен просклонять его: «я даю тебе», «ты даешь мне», «он дает нам», «они дают всем» и т.д.

3. Тренируем артикуляцию

Произношение многих звуков («р», «ч», «ш», «щ», «л», «ж») большинству малышей удается освоить только ближе к четырем годам. Но это не означает, что в двух-трехлетнем возрасте их нужно игнорировать. С этой небольшой сложностью в большинстве случаев можно справиться своими силами, не прибегая к помощи логопедов.

Существует множество легких упражнений, с помощью которых тренируется артикуляция. К ним относятся считалки, скороговорки, четверостишия, в которых сложные для произношения звуки сконцентрированы в большом количестве. Например: «Карр! Кррричит ворррона! Кррража! Карраул! Гррррабеж! Пррропажа!». Необязательно пользоваться известными вариантами артикуляционных упражнений, можно и самостоятельно «творить» на эту тему. Главное в этом деле - акцентировать внимание малыша на нужных звуках и добиться того, чтобы произносил он их обдуманно и осмысленно.

Пришло время осваивать этикет

Освоение азов этикета в столь юном возрасте способствует развитию не только речи, но и коммуникативных навыков. Два-три года - отличное время для того, чтобы учить кроху завязывать новые знакомства при помощи вербальной коммуникации.

В качестве обучающей методики может подойти сюжетно-ролевая игра. Например, ребенку нужно познакомиться с новой игрушкой. На первом этапе взрослый должен предложить малышу некий набор стандартных выражений, позволяющих устанавливать контакт. Например: «Привет, я - Тема. А тебя как зовут?» или «Привет, меня зовут Ваня. Пошли играть!». И после этого нужно предложить крохе проявить инициативу и познакомиться с новой игрушкой или ребенком на площадке.

Позже можно приступать к разбору конфликтных ситуаций, возникающих во время игр с другими детьми, и предлагать ребенку различные варианты вежливого их разрешениях. Этот навык поможет малышу быстрее влиться в коллектив и найти общий язык с другими детьми без слез, драк, истерик и обид.

Игры, направленные на развитие речи

Существует огромное количество игр, предназначенных для развития внимания, логики и мышления. Но среди них можно вычленить те, которые направлены исключительно на развитие речи. К таким играм можно отнести:

1. Телефонные переговоры

Общение по телефону хорошо тем, что малыш не видит собеседника, а значит, лишен возможности что-то показать жестами или знаками. Поэтому частые телефонные беседы являются прекрасной тренировкой для активной устной речи.

Зачастую все общение сводится к тому, что ребенок увлеченно слушает, что ему говорят с другого конца связи. Для того чтобы активизировать речевую активность ребенка, необходимо выстраивать диалог таким образом, чтобы малыш волей-неволей включался в активную беседу. Для этого достаточно задавать ему вопросы, на которые он точно сможет ответить. Пусть поначалу это будут односложные ответы «да» и «нет», но при ежедневных разговорах взрослые очень скоро заметят качественные изменения не только в диалоге, но и в том как сильно «скакнула» вперед разговорчивость любимого чада.

2. Вопрос - ответ

Вопросы - вообще универсальный инструмент в части тренировки речевой активности маленького человека. Чем больше вопросов задается ребенку в течение дня, тем скорее его речь заиграет новыми красками. Спрашивать нужно обо всем: понравилось или нет, хочет ли что-то малыш и что именно он желает, интересоваться его мнением, впечатлениями, планами. Прекрасное упражнение - ежедневный «отчет» папе о том, как прошел день: папа интересуется делами своего чада, а тот увлеченно докладывает об успехах и неудачах.

3. Игры в противоположности

Существует специальная методика развития речи детей двух-трех лет, согласно которой введение противоположных понятий в активный словарь малыша происходит при помощи специальных дидактических материалов - парных карточек с изображенными на них противоположными предметами или противоположными характеристиками предметов, явлений, эмоций, черт характера (злой - добрый, жадный - щедрый, глубокий - мелкий, яркий - тусклый и т.д.)

Кроме парных карточек этот метод предполагает использование любимых книг: дети охотно рассматривают иллюстрации и находят противоположности.

Вопросы, требующие ответа

Ближе к трем годам познавательная активная малыша «зашкаливает», и бесконечные вопросы «почему?», «зачем?», «когда?», «а как?», «где?» могут свести с ума. Однако игнорировать и оставлять без внимания этот бурный словесный поток крайне нежелательно.

Трехлетнему карапузу не нужны заумные или слишком распространенные ответы. Скорее всего, ему хочется просто привлечь к себе внимание, поэтому ваши ответы должны быть максимально простыми и понятными маленькому ребенку. В противном случае он ничего не поймет и либо будет донимать бедного родителя и дальше, либо расстроится, либо пойдет «добывать» устраивающий его ответ сам.

На помощь родителям может прийти чувство юмора и детская литература. Искать ответы на многие вопросы в красочных детских изданиях совместно с ребенком - это дополнительная возможность провести время вместе, а также привить малышу любовь к книгам.

Ну и, наконец, встречные вопросы («а ты сам как думаешь, почему?») могут избавить родителя от шквала попутных вопросов и научить кроху рассуждать.

Проверка успеваемости

Поскольку становление речи у маленьких детей - это трудоемкая ежедневная педагогическая практика, предполагающая применение множества упражнений, то и без проверки усвоенного материала не обойтись. Своевременный контроль позволит выявить слабые места и скорректировать программу, в соответствии с которой малыш получает уроки по развитию речи.

В этом случае на помощь придет игра - идеальный способ понять, что малышу удалось усвоить, а что до сих пор вызывает трудности. В процессе игры ребенку предлагаются ситуации, в которых и оцениваются полученные навыки. Так, например, крохе демонстрируют различные предметы и просят их назвать. Усложненный вариант этого упражнения - не только назвать предмет, но и сферу его применения. (чашка - пить чай, ложка - кушать кашу, машинка - катать, мячик - играть в футбол).

По такому же принципу строятся занятия, где малышу предлагается назвать форму предметов, распределить их по размерам и назвать цвета, например: мячик круглый, кубик - квадратный. Мячик больше кубика. Мячик красный и синий, а кубик - зеленый. При проведении таких проверок, следует помнить, что уровень сложности вопросов должен соответствовать возрасту ребенка и его общему интеллектуальному развитию.

Успешное речевое развитие ребенка невозможно без активного участия взрослых. Формирование коммуникативных навыков крохи, а также своевременное приучение к правильному произношению звуков и слов, грамотному использованию речевых оборотов гарантирует более успешную адаптацию в коллективе и, как следствие, высокий уровень общего развития малыша.

Мультфильмы для развития ребенка

Синий трактор. Подборка развивающих мультфильмов

Грузовичок Лева. Подборка лучших серий

Малышарики. Сказочка

Развитие речи ребёнка в 2 года. Научить знакомиться с ребятами на... Проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же. Важно включать в речь...

Речь – важнейший инструмент человеческого общения. Начало речевой деятельности связано с появлением активного говорения. К первому году жизни активный словарь ребенка может составлять от трех до пятидесяти слов: это время накопления пассивного словарного запаса.

К двум годам словарь активно пополняется, малыш начинает выстраивать первые простые предложения. Что касается количества используемых слов, то единой нормы не существует. Каждый малыш развивается индивидуально, и часто упоминаемая норма в 200-300 слов не может считаться обязательной. Кто-то имеет в активном запасе пятьдесят словоформ, а кто-то использует больше тысячи слов. Если физическое и психическое здоровье малыша в норме, переживать по поводу небольшого словарного запаса не стоит.

Тематический материал:

Но это не значит, что речь не нужно развивать. Именно речь ребенка наряду с интеллектуальным и физическим развитием должна стать основной задачей родителей и педагогов.

Особенности речевого развития крохи 2 лет

Первые попытки двухлетнего малыша связать слова в простейшие предложения «Нет дома сока», «Мама ушла» радуют родителей. Однако нужно обращать внимание на неправильно произношение или «проглатывание» звуков, поправляя чадо, давая ему четкий артикуляционный образец. Если этого не делать или, хуже того, сюсюкать с малышом, неправильное произношение закрепится, потребуется переучивать малыша, заниматься с логопедом.

Особенностью речевой деятельности в этом возрасте является то, что ребенок называет себя по имени, в третьем лице. Он знает простейшие формулы вежливости и умеет правильно использовать их. Может описать простые предметы, внешность знакомого человека, свои действия, ощущения, прочесть одно-два четверостишия, рассказать сказку.

Задачи развития речи у детей 2-3 лет следующие:

  • научить малыша говорить о себе в первом лице, использовать личные местоимения «я», «мы», «ты», «он»;
  • строить правильные фразы;
  • правильно изменять формы глаголов по лицам и числам;
  • правильно произносить согласные «р», «м», «л».

Работать над речью можно только в игровой форме. Например, совместная деятельность поможет освоить глагольные премудрости («Я рисую домик, ты рисуешь домик, бабушка тоже рисует домик!»). Игра с куклами-животными прекрасно тренирует логическое и образное мышление, а «озвучивание» игрушек помогает отрабатывать звуки («Как говорит собачка? Р-р-р-р!», «Индюк бормочет: «Бу-бу-бу!»).

Важно начать и социализацию малыша: научить его знакомиться с ребятами на детской площадке, задавать вопросы и отвечать на них. Каждая совместная прогулка – это драгоценное время, которое можно и нужно использовать для развития крохи. Вариантов работы множество: описание состояния природы, проговаривание своих действий и чувств, изучение новых предметов, слов, названий, имен.

Способы развития речи

Развивать речь ребёнка в двухлетнем возрасте совершенно необходимо. При этом взрослый должен требовать от себя речевой культуры, так как именно его выражения и интонации будет копировать малыш. Что можно делать?

Способ №1

Создавать речевые ситуации, в которых малыш должен использовать активную речь.

Способ №2

Обязательно выслушивать ребенка до конца, давая ему возможность сформулировать и выразить свою мыль, даже если она понятна взрослому.

Способ №3

Вводить общеупотребительную лексику, заменяя звукоподражания («ко-ко» – курица, «топы-топы» – ботиночки, «мяу-мяу» – кошечка).

Способ №4

Артикулировать слова, добиваясь четкого звучания. Заниматься , тренируя речевой аппарат и формируя правильную воздушную струю. Это совсем не сложно. Простейшие, но очень эффективные упражнения: облизать намазанные медом губы, подразнить свое отражение в зеркале, имитировать цоканье лошадиных копыт, сдувать ниточку с ладошки, выдувать мыльные пузыри, подгонять бумажный кораблик, надувая его «паруса».

Тематический материал:

Способ №5

Использовать слова всех основных частей речи.

Способ №6

Постоянно работать над расширением словарного запаса ребенка, переводя его из пассивного в активный. Учить сравнивать и обобщать, называть признаки и характеристики: цвет, форму, размер, положение в пространстве.

Способ №7

Важность речевой практики

Развитие речи детей должно опираться на постоянную речевую практику. Малыш должен уметь ответить на вопрос о том, что происходит или что нарисовано на картинке. Можно проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же от малыша. Важно включать в речь прилагательные, чтобы точнее и ярче выразить мысль.

Если ребенок неохотно слушает книжки, не беда. Ему можно петь песенки, рассказывать сказки, делая участником импровизированных сценок. Прекрасные возможности для развития творческого мышления и речи дают пальчиковые игрушки или игрушки на руку, с помощью которых можно разыгрывать домашние театральные представления.

Необходимо развивать пространственное мышление, вводя в речь ребенка предлоги, наречия, местоимения. Учить сравнивать предметы, используя сравнительные конструкции, а также членить предмет на части и описывать его («Книжка состоит из обложки и страничек. Обложка одна, а страничек много. Обложка толстая, а странички тоненькие!»)

Целенаправленная работа над развитием речи двухлетнего малыша поможет ему проще общаться, разовьет все виды мышления, придаст уверенности и станет залогом успешности.

В этой статье:

Ваш малыш хочет общаться все больше. Теперь его игры сопровождаются словами и коротенькими фразами. Он еще не умеет разговаривать бегло, но очень старается . В этот момент его речевое развитие ускоряется. Ребенок уже знает достаточно слов, чтобы общаться с родителями, играть с другими детьми – теперь ваша задача в том, чтобы помочь ему научиться правильно употреблять речевые конструкции .

В возрасте 2-3 лет необходимо проверить ребенка у логопеда. Это важно, ведь определить наличие серьезных дефектов речи нужно как можно раньше – тогда и устранить их будет гораздо проще, чем в более старшем возрасте.

Простые и сложные буквы

Не переживайте, если у ребенка пока не получается произносить некоторые звуки – это нормально. Он учится, запоминает слова, но не всегда четко. Скорее всего, дело просто в том, что вы говорите довольно быстро и некоторые слова произносите не вполне внятно. Взрослые понимают вас, а для малыша слово звучит совершенно по-другому.

Разговаривая с детьми 2-3 лет, необходимо контролировать свою речь. Выбирайте для него более простые слова и варианты построения фраз .
Так, вместо «Какой напиток предпочитаешь?» мы спрашиваем маленького ребенка: «Что хочешь попить?». Так вы облегчите для него понимание, а это упростит и ускорит развитие речи.

Могут возникнуть трудности с правильным произношением звуков. Некоторые из них легко произнести, а другие иногда остаются проблемой еще несколько лет. В этом возрасте для детей согласные звуки Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н , К, Л, Х, Г, С
обычно не составляют особого труда. Остальные же согласные чаще всего просто проглатываются, опускаются. С гласными такой беды нет – их произносить легко.

С рождением малыша мама учится понимать его желания . Очень скоро она привыкает говорить на его языке так, чтобы ему было понятно. Вот ребенок только-только начнет произносить нечеткое слово или вообще звук, а мама уже знает, что это означает. Это очень хорошо, что между вами установилась связь. Плохо то, что это тормозит развитие речевой функции.

Ваши общие слова и звуки, набор слогов - это так называемый материнский язык, явление, которое психологи и дефектологи выявили сравнительно недавно . Это явление
сильно влияет на развитие речи. В 2 года малыш знает некоторый набор слов. В 3 - может составлять простенькие фразы. Это нормально. Если этого не происходит, то ставится диагноз «задержка речевого развития» . При общении с логопедом ваша проблема будет выявлена.

Мамам советуют переходить на осмысленную речь. Зачем развиваться, учиться новым словам, если и так все понятно, да еще мама тебя поддерживает? У ребенка пропадает стимул. Спрашивайте его и дожидайтесь ответа . Он должен понять, что речь - это необходимость, то, к чему он должен стремиться. Для детей не составляет труда запоминать новые слова. Помогите своему ребенку: учите его, а не подыгрывайте. Так ему будет гораздо легче в дальнейшем.

Игры для развития речи

В таком возрасте сажать малыша за тетради и книжки совершенно бессмысленно. До 5-6 лет ему необходима подача материала в виде игры. Это ему интересно и не приносит дискомфорта. Только помните, что в этом возрасте ребенок способен концентрировать внимание на чем-то одном не дольше 10-15 минут. Попробуйте урок на изучение новых слов построить вокруг его любимой игры или игрушки. Если вы сможете заинтересовать его, то ребенок с радость будет играть и учиться с вами , и новая информация усвоится намного лучше.

Как вариант –
вы можете попросить его что-то сделать, например принести какую-то вещь: машинку, мягкую игрушки, ручку со стола… Если он не знает какого-то слова, то сходите вместе с ним, покажите предмет и назовите его. Несколько повторений, и уже через пару дней название вещи станет привычным .

Даже просто постоять возле окна может быть для детей полезно и познавательно. Покажите ему небо, облака, листики деревьев, объекты во дворе. Называйте все это четко и разборчиво. Как только он выучит первые несколько слов, начните прибавлять к ним простейшие определения: «небо голубое», «облака белые»… Так вы выучите несколько цветов. Затем начните задавать вопросы:

Что это?
(указывая на небо, солнце, дерево)

Какого оно цвета?

Облака голубые?

Где небо?

Покажи мне деревце.

Такая простая игра отлично развивает память и дает представление о нашем мире. Можно играть в слова и на улице. Там много разных предметов, все новое, интересное, яркое и привлекает внимание. Когда вы изучаете мир и слова на наглядных примерах, усвоение понятий и развитие речи происходит гораздо проще.

Речевые упражнения

Самое простое упражнение для развития речи – повторение звуков. Какие-то даются легко, а другие - пока еще с трудом. Но не стоит концентрироваться только на неудачах. Повторяйте все, хвалите малыша за успехи. Постепенно вы научите его правильно произносить любые звуки. Но в любом случае хотя бы раз
посетите логопеда для диагностики, особенно если есть серьезные проблемы. В этом возрасте многие дефекты речи у детей можно исправить самыми простыми упражнениями.

Каждый звук что-то означает. Покажите ребенку, например, как воет волк (ууууу), как рычит тигр (ррррр) . Это рассмешит малыша, а значит, он моментально запомнит новую информацию.

Часто проблемой становятся именно шипящие звуки. Произносите их так, чтобы ребенок мог видеть движения ваших губ и языка – это поможет ему сориентироваться.

Причины задержки в развитии речи

В возрасте 2-3 лет логопед впервые проверит ребенка серьезно. Если не будет выполнена норма
по словам и звукам (не менее 80 слов активной речи), то ставится диагноз «задержка речевого развития». Здесь для родителей главное не паниковать . Детям бывает трудно выполнить эту норму по разным причинам. Возможно, ответ очень прост: малыш много времени проводит у телевизора. Такое пассивное слушанье , когда совершенно не нужно говорить, очень опасно, так как ребенок подсознательно перестает видеть в этой самой речи необходимость и теряет желание развивать разговорные навыки. В таком случае выполняйте рекомендации логопеда, меньше включайте телевизор в доме и больше занимайтесь с ребенком – уже через год развитие речи вернется на нужный уровень.

Бывают и более сложные случаи:

  • Болезни носоглотки и ушей

Не всегда родители вовремя распознают эти проблемы – иногда даже глухота ребенка на одно ухо долго остается незамеченной. Сниженный слух не проявляется у детей как-то особенно, и вы можете списать это на индивидуальные особенности ребенка, а на очередном осмотре у ЛОР-врача вам внезапно сообщат о заболевании. Некоторые виды снижения слуха лечатся, другие, к сожалению, нет. К счастью, современная медицина предлагает разные варианты компенсации слуха.

Состояние
носоглотки тоже очень важно для развития речи. Из-за врожденного дефекта у ребенка может не получаться произносить носовые или горловые звуки. Здесь все зависит от вида деформации и степени изменения. Иногда простая операция может исправить ситуацию раз и навсегда. Но первое, что нужно сделать - проконсультироваться с врачом.

Общее состояние здоровья тоже влияет на начало развития правильной речи. Очень важно, нормально ли кушает ребенок, получает ли достаточно витамином. При недостатке некоторых микроэлементов развитие участков мозга , отвечающих за речь, будет проходить медленнее.

  • Болезни ЦНС (центральной нервной системы)

К сожалению, многие из них очень серьезные. К заболеваниям ЦНС относятся и те, которые вызывают недоразвитие интеллекта. Ребенку с болезнями такого плана понадобится лечение и коррекционная педагогика . Развитие речи в этом случае не может прогрессировать так, как у детей без подобных проблем. В возрасте 1-2 лет, максимум до 3 лет, такие проблемы уже могут быть выявлены – именно поэтому важно регулярно водить ребенка на осмотр к врачу, чтобы не упустить начало заболевания.

  • Недостаточное внимание родителей

Конечно, тяжело совмещать работу, домашние хлопоты и воспитание малыша. Но ребенку 2 лет просто необходимо быть в компании с человеком , у которого можно учиться. Если у родителей нет возможности проводить время с малышом, то развитие речи будет проходить медленнее. Никакие игрушки не могут заменить общения . Мы не рождаемся с умением говорить – мы его приобретаем. Для ребенка вы и ваша речь - эталон. Чем чаще вы разговариваете, тем больше новых слов он узнает. Если же общения недостаточно, то процесс затормаживается: малыш продолжает говорить на своем языке звуков и отдельных слов . А если нет развития речи у ребенка, то замедляется и развитие интеллекта. Помните об этом и проводите как можно больше времени вместе со своим малышом.

error: Content is protected !!