Годовой отчет по экологическому воспитанию в средней группе (по педагогическому наследию В.А. Сухомлинского)

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №8 «Светлячок»

с. Панфилово

Творческий отчет по экологическому воспитанию.

Тема: «Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с многообразием растений»

Исполнитель:

Панфилово 2010

Введение

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры. Охрана природной среды, с той или иной остротой охватывая все страны и континенты, за последние десятилетия превратилась из биологической проблемы в политическую, экономическую, социальную, педагогическую. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая с учетом глубокого понимания законов жизнедеятельности природы, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Поэтому экологическая проблема встает сегодня не просто как проблема загрязнения окружающей среды , вследствие непродуманной хозяйственной деятельности человека. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу в сознательно, целенаправленно, развивающееся взаимодействие с ней. Такое взаимодействие осуществимо, если его основой будет развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания. В связи с этим возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое.

В стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – , и др.

Формирование экологических представлений у детей 4 - 5 лет

Основной целью моей работы является воспитание основ нового экологического мышления ребенка - дошкольника, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, неповторимым организмам. Исходя из указанной цели предполагается решение следующих задач:

Формирование системы знаний о многообразии растительного мира;

Знакомство детей с приспособлением растительных организмов к среде обитания;

Расширение знаний о законах роста и развития живых организмов;

Моделирование экологического общения детей с разнообразными представителями растительного мира, культуры контактов с природными объектами и друг с другом, проявления элементарной ответственности в практической деятельности за жизнь беззащитных растений.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, программы экологической направленности – «Истоки», Н. А Рыжова «Наш дом природа», «Юный эколог» я выстроила свою работу с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста (наглядно - образных и наглядно действенных), постепенности и последовательности усложнения познавательного материала.

Основной акцент в своей работе я делаю на формирование системы знаний детей о растениях на эмоционально - чувственной основе, через ознакомление их с природой родного края. Для формирования экологических представлений у дошкольников я использую специальную методику экологического воспитания . Специфическими чертами этой методики являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения, внесение элементов игры во все виды деятельности, исследовательская деятельность . Важное место занимает художественно - конструктивное творчество детей.

В зависимости от цели и источников получения информации использую занятия четырех типов: первично ознакомительного, углубленно - познавательного, обобщающего и комплексного.

Интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях не предоставляется возможным, поэтому основной объем материала я даю в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного общения с детьми.

В ходе занятий или совместной деятельности с детьми применяю приемы помогающие привлекать и удерживать внимание детей - это эмоциональная и голосовая модуляция. Широко использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, элемент новизны. Учитывая индивидуальные особенности детей, добиваюсь, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скуплюсь на похвалу и словесное поощрение.

Приоритетным направлением в своей работе я выбрала разработку системы наблюдений за растениями на участке детского сада. Цель экологических наблюдений – сформировать представление о растениях как живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.


Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (, и др). (, и др.).

В своей работе с детьми я использую различные типы наблюдений, определяемые содержанием формируемых знаний: одноразовые; многоразовые. Особым типом оказались многоразовые наблюдения за изменением состояния одного и того же объекта в процессе роста и развития. Важным звеном в руководстве наблюдением для меня является отбор его содержания. Особое внимание уделяю принципу многообразного предъявления ребенку одного и того же природного объекта, но с обязательным элементом новизны либо в содержании учебного материала, либо в способах решения познавательных задач или же в формах детской деятельности. Такое « погружение» ребенка в природный объект дает ему возможность видеть его в разных ракурсах, осмыслить его причинно – следственные зависимости.

Циклы наблюдений за растениями растущими на окне, в огороде, на участке, помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях, например после проведения наблюдения «Какие они цветущие растения» дети начали понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде полностью соответствующей его потребностям.

Весной, знакомя дошкольников с первоцветами - наблюдение «Первоцветы» я учу их различать, называть, выделять наиболее яркие характерные особенности небольшого числа растений. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся со строением и функциями их органов. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание детьми взаимосвязи работы живого организма в целом, а также зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Любование красотой цветов воспитывает бережное к ним отношение, желание ухаживать за ними, защищать.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. Для того чтобы дети увидели эти сезонные изменения в жизни растений провела экскурсию на луг - «Очей очарование» . К организации экскурсии привлекла родителей.

Для ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений в зимнее – весеннее время создала огород на окне, где совместно с детьми выращиваем лук, чеснок, цветочную рассаду, зелень для подкормки обитателей уголка природы. Работу по созданию и выращиванию «огорода на окне» я оформила в форме «Домика в деревне» - где все как настоящее: есть и дедушка с бабушкой, и домик, и грядки. У детей есть возможность в течении длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно- экспериментальную деятельность. А помогают им в этом сказочные персонажи.

Во время прогулок наблюдая за цветущими травянистыми растениями, останавливаюсь с детьми возле клумбы и показывая пример общения с растениями – ласково обращаюсь к ним: «Здравствуйте, цветочки, мы пришли на вас посмотреть! Ребята послушайте, может, цветы с вами поздороваются. Нет, цветы хотя и живые, но говорить не умеют. Как приятно на них смотреть, потому что они красивые!» Детям очень нравится беседовать с растениями, так они чувствуют себя к ним ближе. После беседы предлагаю обследовать растения с помощью разных органов чувств: понюхать, прижаться щекой, погладить, закрыть глаза и ощутить аромат.

При организации наблюдений для меня очень важно, чтобы словесный источник знаний не преобладал над визуальным, дети получают информацию рассматривая объект, а не со слов воспитателя. Внимание направляю с помощью вопросов и очень коротких пояснений. Так например во время проведения занятия «Необыкновенная «одежда» березы» я предлагаю детям превратиться в «ученых»: вооружиться чудо-приборами – лупами и рассмотреть с их помощью и невооруженным глазом бересту березы. Дети обмениваются впечатлениями о том, на что похожа береста, я обобщаю их высказывания и мы приходим к выводу, что береста слоится.

Вовлекая детей в совместную деятельность по уходу за обитателями уголка природы, пользуюсь формулой: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах». Это мероприятие оказывает большее, чем другие формы педагогического воздействия, влияние на уровень экологической воспитанности детей, так как оно формирует первые нравственные основы экологической культуры. Дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому растению, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Во время пересадки растения они наглядно знакомятся с его основными частями и их ролью в жизни цветка.


Опыт работы показал: дети через игру лучше усваивают материал у них формируется позитивное отношение к окружающему, новые положительные эмоции и чувства. О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали, и др. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания, я использую прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах растительного мира, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления растений к условиям мест обитания, об сезонных изменениях в природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

У детей дошкольного возраста еще преобладают сказочные представления о живой природе. Поэтому для их обучения использую различные игровые элементы: сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия и своеобразные игровые элементы в обучении – игрушки, литературные персонажи, герои мультфильмов. Если вместе со взрослым «учить» дошкольника, будет сказочный персонаж, например Чиполлино, Буратино или Доктор Айболит, то у него скорее сформируется осознанное, правильное отношение к растительному миру. А какую радость испытывает ребенок если сказочный герой за хорошую работу в уголке природы или в огороде, вручает ему медаль «Хороший помощник»..jpg" width="498" height="314">

В своей практике широко использую сказки по экологии . Чтобы дети не потеряли интерес к сказке, в ее сюжет включаю не только образовательные и воспитательные моменты. Дети с удовольствием слушают авторские сказки. Очень нравится им придумывать и самим. Для творчества я создаю атмосферу таинственности, доброжелательности, волшебства. Я включаю музыку, мы с детьми садимся на волшебный «ковер самолет» произносим заклинание и просим отнести нас в волшебную страну. Я предлагаю детям придумать свою сказку. Дети начинают придумывать, а я записываю их рассказы, затем обрабатываю. В следующий раз, когда мы прилетаем в волшебную страну я читаю им их сказку. В результате совместной работы на свет появились сказки: «Елочкина беда», «Путешествие Тополиной Пушинки», «Как подорожник зайчика спас». После чтения я предлагаю поиграть в сказку, дети выбирают себе роли деревьев, насекомых, зверюшек. Сюжет и действия героев сказки носят импровизированный характер. Импровизация сказки «Недовольное деревцо» .

Процесс творческой работы по сочинению сказок способствует формированию у дошкольников нравственных качеств, развивает фантазию, связную речь, активизирует и расширяет словарный запас. В процессе обучения использую разные приемы: дети учатся придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов – моделей; придумывание продолжения сказочной истории; по картинкам; по аналогии.

Важное место в моей работе с детьми занимает художественно – конструктивное творчество детей. После проведения наблюдений я организую с детьми работу с собранным ими природным материалом – это составление цветовых палитр.

Конструирование макетов.

Дети с удовольствием зарисовывают увиденное, придумывают свои сюжеты по мотивам сказок, стихотворений. С помощью изобразительных средств учу детей передавать особенности строения, характерные признаки растения, выражать свое отношение к увиденному.

Лучшие творческие работы детей и придуманные ими сказки я объединяю в один альбом «Этот чудесный мир растений» .

По моему мнению, семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Поэтому работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Однако, между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Это объясняется тем, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение как правило базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Поэтому, как я считаю, экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений в работе. Однако опыт показал - не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дети оказывают не меньшее влияние на родителей. Зачастую интерес родителей к экологическим знаниям детей возникает в результате их эмоциональных рассказов о том, чем они занимаются на занятиях, какие опыты проводят, показе своих творческих работ и т. д. Я привлекаю родителей для оказания помощи в организации экскурсий (экскурсия «Очей очарованье»), был проведен конкурс с участием родителей, на оформление лучшего экологического плаката «Защитим зеленого друга»,организована выставка «Природа и фантазия», где были представлены изготовленные детьми работы с использованием природного материала. Для того чтобы узнать отношение родителей к вопросам экологического воспитания, их отношение к растениям, было проведено анкетирование, а по его результатам составлен план экологического просвещения родителей.

1. Наиболее значимая для родителей экологическая информация.

2. Совместная деятельность родителей с детьми.

3. Советы родителям.

Подводя итог своей работы хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через ознакомление их с многообразием растительного мира, перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство. Задачу по формированию экологического сознания дошкольников можно считать выполненной, если его заповедью станут слова Л. Леонова: «Пускай я маленький, но бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев» .

Отч ёт по экологическому воспитанию .

(Воспитатель: Метенова С.Ш.)

Создание условий по экологическому воспитанию.

В группе созданы все условия по экологическому воспитанию.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, предназначенные для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. А также есть методические пособия, альбомы, энциклопедии для детей.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

Знания и умения детей.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит ежедневный уход за обитателями уголка природы, наблюдает за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль), за ветками деревьев в вазе (февраль – март), за пробуждениями мать- и -мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы. Вместе они одевают куклу. Дети знают некоторых домашних и диких животных. Могут называть отличительные особенности внешнего вида животных (лиса – рыжая,у неё длинный пушистый хвост).

Поведение и отношение к природе.

Общение детей с природой – это отдельное взаимосвязанное мероприятие, позволяющее научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой способствует эстетическому воспитанию детей. Развивает ответственное отношение ко всему живому и неживому, воспитывает чувство любви

Развитие практических навыков по уходу за объектами живой природы.

В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Кроме этого, активно работают с календарём, наблюдают за погодой, за изменениями в природе, наблюдают за ростом лука в воде, делают выводы.

5 . Самооценка профессиональных навыков воспитателя. Методы, приёмы, формы работы.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Главная задача воспитателя вовлечь ребёнка в мир природы, в мир растений и животных. Формы экологического воспитания, влияющие на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей дошкольного возраста. Это занятия такого типа, как первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные.

Оценка форм взаимодействия родителей по данной проблеме.

В экологическом уголке помещены советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют внимание и заботу о детях. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у воспитателя и родителей цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.

Цели задачи экологического воспитания.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

Лариса Тюрина

Воспитатель : Тюрина Л. А.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды , экологическое воспитание , как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту : многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается .

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, важно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед нами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе . Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.

Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные направления экологического воспитания – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей .

У нас имеется природоведческая литература, пособия, альбомы, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания .

Предметно - развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной.

Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ветками деревьев в вазе (февраль – март, за пробуждениями мать - и - мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май) .


Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог «научных» игр.


На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Для таких игр на участке имеется оборудование : песочница, ведерки,совочки, формочки, печатки,небольшая емкость с водой,плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения : «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки - корешки» , «Загадки о животных, растениях» , на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) . Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.



Для систематизации получаемых знаний, используется чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование, просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней.


На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Там у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, полянка с лекарственными растениями : одуванчик, тысячелистник, ромашка… и обитающие на ней разные насекомые : бабочки, божьи коровки, гусеницы…


Радуют глаз растения на клумбах.



Недалеко от детского сада расположен лес. Туда мы со старшими детьми ходим на экскурсии в разные времена года. На экскурсиях дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают,об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Осенняя экскурсия :


Туристический поход «Зимняя сказка» :

Цель : Использование элементарных знаний о туризме для увеличения двигательной активности детей. Приобщение дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма.


«Лето, лето –озари нас ярким светом!» .


В своей работе с детьми используем такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний , системность.

Проект : «Елочка, елочка - колкая иголочка» .

Цель : Создать хорошее настроение у детей и вызвать желание воспитанников украсить ёлку .


Проект : "Веселые одуванчики" Цель :Дать понятие, что такое одуванчик.


Проект : «Солнышко лучистое» .

Цель : Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности : игровой (прежде всего) ; познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово) ; продуктивной, музыкально-эстетической.


Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем , доступных пониманию детей.



Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека .

Одной из интересных форм работы является акция. Вместе с детьми родители делают поделки из природного материала, мастерят скворечники и кормушки, рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое положительное отношение к природе.



Акция : «Посади дерево»


Акция : «Как мы провели лето»


«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина», писал В. А. Сухомлинский

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Пусть будет в человеке все прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях , берегите,

Храните экологию души !

2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии.

В детском саду, где я работаю , уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников, работа ведется по программе С . Н. Николаевой «Юный эколог .

В начале года я поставила перед собой цель : воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.

Задачи :

формировать систему экологических знаний и представлений;

развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В нашем детском саду в течении года проводила разнообразную работу по экологическому воспитанию дошкольников .

Мною была выбрана и велась работа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Провела краткосрочный экологический проект «Удивительный мир кошек», целью которого было: Создать условия для формирования основ общей экологической культуры ребенка-дошкольника.

Формировать у детей интерес к домашним животным-кошкам, через познавательную и творческую деятельность.

Расширять общую экологическую культуру , через рассказы о породах кошачьих, их разнообразии.

В группе создан уголок природы, где находятся комнатные растения, аквариум с рыбками. В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений и живых организмов, наблюдают и трудятся. Так же дети наблюдали за нашим питомцем попугайчиком, помогали кормить его и убирать в клетке. Во время этих действий детям прививалась любовь и интерес к живому существу и желание за ним ухаживать.

Для экологического воспитания детей широко использовались прогулки,

во время которых знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня , погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

На прогулках я организовывались игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) .

На прогулках с ребятами, наш маршрут часто проходил по экологической тропе. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Организуя экскурсию по тропе мы с детьми наблюдали деревьями, кустарники разных пород, разного возраста (вяз,сосна,вишня,яблоня и т.д).

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

С приходом весны проходила высадка растений на клумбы, дети старались помочь в уходе за растениями: поливали, пропалывали. Все это помогало развивать у ребят любовь и бережное отношение к растениям, желание о них заботиться.

Часто на занятиях и во время режимных процессов использовала художественную литературу экологического направления. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения с детьми проводилась беседа, задавала вопросы, очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала» , в которых участвуют дети со своими родителями.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались различные формы работы (консультации, беседы, анкетирование ) .

В результате проделанной работы есть положительные результаты :

сформировано начало экологической культуры у детей ;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

В группе раннего возраста я продолжаю вести работу по формированию основ экологического воспитания у детей младшего возраста через наблюдения в уголке природы, прогулки, чтение художественной литературы, работу с родителями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 51 Р. П. СЕННОЙ ВОЛЬСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию дошкольников за 2017 год»

Подготовила:

Воспитатель группы раннего возраста

Сайгушева Ольга Владимировна

2017 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СВЕТЛЯЧОК»
Р.П.КУЗОВАТОВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТЧЁТ
О ПРОВЕДЕНИИ ГОДА ЭКОЛОГИИ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Пусть будет в человеке всё прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!

2017 год в России был объявлен годом экологии. Цель данного решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере и улучшить состояние экологической безопасности страны. Формирование экологической культуры - это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, в раннем возрасте они очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без неё.
Принимая участие в годе экологии, мы поставили перед собой следующие цели:
- дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильному отношению к объектам живой и неживой природы;
- осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
. Углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;
. Развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение делать и формулировать выводы, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
. Воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.
Был разработан план мероприятий, который предусматривал многочисленные формы работы с детьми. Среди них выделялось особое внимание проектной деятельности, экологическим досугам, акциям и конкурсам, конкурсам рисунков, созданию дидактического материала, беседам, выходам в природу. С целью ознакомления детей с лекарственными растениями, деревьями и кустарниками произрастающими в нашей местности, формирования у детей интереса и бережного отношения к природе родного края в группах изготовлены альбомы для рассматривания в свободное от занятий время: «Лекарственные растения», «Деревья нашего края», «Цветочная поляна». Обновлены альбомы «Насекомые», «Животные». Пополняется материал раздела «Красная книга Ульяновской области».
Детьми старшего дошкольного возраста были проведены беседы с малышами «Откуда берется и куда девается мусор». Наш «Зелёный патруль» рассказывал об источниках бытового мусора и способах его утилизации, убеждал в необходимости соблюдать чистоту в доме, на улице, в природе.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашем детском саду мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным и практическим методами. С этой целью в группах детского сада созданы уголки природы, в которых дети могут наблюдать и ухаживать за растениями, ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, лупы, весы, песочные часы, вата и т. д.), размещены ящики с почвой, с природными ископаемыми, растения за которыми ведется уход и наблюдения. С большим интересом проходят занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка и т. д. В процессе занятий дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения. Уголок природы служит не только украшением группы, но и методом для саморазвития детей. Рядом на удобном и доступном для детей стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции: коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

На территории детского сада создана экологическая тропа, которая решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые их окружают.
В каждой группе есть свой небольшой «Огород на окне», в котором выращивается посадочный материал для огорода на участке ДОУ, где мы весной сажаем лук, морковь, свеклу, помидоры, огурцы, зелень и потом наблюдаем за процессом прорастания семян, поливаем, ухаживаем и осенью собираем урожай. В рамках работы клуба активных бабушек и дедушек «Ладушка» на огороде вместе с детьми занимаются посадкой представители взрослого поколения семей — бабушки воспитанников.

Урожай собранный с огорода ДОУ был представлен на муниципальной осенней ярмарке, которая состоялась на центральной площади посёлка 23.09.2017 года. В рамках этой ярмарки педагоги ДОУ подготовили выставку — дегустацию «Ягода -малина в гости нас манила...».

На территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой. Трава и «море» одуванчиков! Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение - сорвать его. Мы учим детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок - значит, погубить его! Луг для нас - это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика - стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились, что одуванчик - живой организм: растет, размножается, реагирует на внешние воздействия.


Весной, как только тает снег, на клумбах появляются первые цветы. Мы вместе с детьми ежегодно сажаем астры, бархатцы, георгины, анютины глазки. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию.
Согласно работы по социокультурному воспитанию детей проводим эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии: в лес, поле, пруд, луг, парк. Направление эколого — туристической деятельности широко представлено в программе «Кузовок» разработанной педагогами нашего МБДОУ.






Еще одной из интересных форм работы с детьми и взрослыми является акция. Мы провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Мой дом - чистая планета!». В них приняли участие 120 человек (педагоги, воспитанники и их родители).


В течении года проводились конкурсы детских рисунков и поделок " Времена года", "Мир глазами детей», «Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок", «Охрана окружающей среды». Активное участие приняли воспитанники в конкурсе «Лучшая поделка из природного материала". К изготовлению поделок были привлечены родители, бабушки и дедушки.



Выставка местного художника Фомичёва М.Б. была организована на базе средней группы №1. Дети с удовольствием рассматривали картины на которых изображена природа кузоватовского района. С выставкой могли познакомиться воспитанники всех возрастных групп и их родители.


Чтобы привлечь внимание детей и взрослых к проблеме подкормки зимующих птиц, в саду проведён конкурс кормушек «Лучшая птичья столовая». Вместе с детьми велись заготовки семян. Каждый день «столовая» пополняется «деликатесами» для пернатых.



Для детей среднего возраста летом прошло развлечение «День мёда». Дети читали стихотворения, отгадывали загадки, играли в игры. И конечно их ждало угощение — ароматный и полезный мёд.

29 ноября 2017 года педагоги нашего ДОУ Крайнова М.А. и Кузьмина С.Н. приняли участие в очном этапе Межрегиональной научно — практической конференции «Дети. Экология. Будущее» проводимой областным государственным автономным учреждением «Институт развития образования», Ассоциацией педагогических работников дошкольных образовательных организаций Ульяновской области и МБДОУ ЦРР детский сад №232 «Жемчужинка» г. Ульяновска и выступили перед собравшимися с презентацией опыта своей работы по теме «Эколого — туристическая деятельность с детьми дошкольного возраста в условиях сельского окружения». В заочном этапе данной конференции приняли участие педагоги Прудникова С.Н. и Пятаева Н.В. с разработкой «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в детском саду».

Для малышей проведено развлечение «У бабушки во дворе».
В декабре прошёл конкурс — викторина для детей старшего дошкольного возраста посвященное закрытию Года экологии в России «Наш общий дом». Во время мероприятия подведены итоги работы, отмечены самые активные участники.

Год окончен, а работа продолжается.

error: Content is protected !!