Приводит к тому что у. Неправильный пост приводит к тому, что бог оставляет человека

Очень часто неправильно расставленные акценты во время поста приводят к тому, что Бог оставляет постящегося человека своей помощью и тот впадает в грубое нарушение поста.

Допустим, строго-престрого отпостившись две с половиной недели, человек вдруг в ярости накричит на жену или на ребёнка, или же поссорится с коллегой на работе.

Мы знаем святоотеческую формулу о том, что там, где случилось падение, его предварила гордыня. И в ситуации «срывов» во время поста нужно подумать, чем мы отдалили себя от Бога, что нужно пересматривать в нас самих.

Очень важно найти и продлевать Великим постом то внутреннее состояние, которое мы очень ждем, за которое Церкви очень благодарны, потому что получаем важные глубокие духовные дары. Средством к этому могут быть среды и пятницы – постные дни – в другое время года.

Если смотреть Кормчую книгу, то мы увидим, что в очень многих канонах Четыредесятница, среды и пятницы воспринимаются Церковью одинаково. За нарушение Великого поста, нарушение в среды и пятницы в течение всего года накладывается одинаковая епитимья.

Понятно, что в среды и пятницы мы не должны поститься так строго, как Великим постом, но важно стремиться именно к единому внутреннему настрою. Такому, который возникает в Чистый понедельник: это особое состояние, когда ты входишь в мир Великого поста. Ты ко многому готов, хочешь потрудиться, имеешь ревность. Вот так же нужно ощущать себя в среду утром и в пятницу утром.

Пост для тех, кто давно в Церкви

В период неофитства Бог даёт человеку ценные дары. Как путника поднимает его высоко-высоко и показывает чудесный город, до которого нужно дойти, чтобы потом он знал, что искать. А потом вновь ставит на землю: иди теперь через буреломы, овраги, колючки и кустарники. И человек начинает понимать, насколько он далёк от конечной цели.

В первый период, в период неофитского горения, Божьего аванса, мы воспринимаем себя совершенно неадекватно. Бог покрывает, и мы не видим меру своей греховности, своего падения.

Поэтому можно сказать, что первые наши посты, которые мы вспоминаем как чудо, вошедшее в нашу жизнь, когда мы открывали для себя духовный опыт, потрясающую культуру поста, – были Божьим подарком, нами незаработанным, не заслуженным.

Теперь к такому восприятию нужно приходить самому, и на это может понадобиться много времени. Христианство – это школа.

Первого сентября в первом классе тебе подарили подарок, ничего не спрашивали первый месяц, делали максимум поощрений, и ты считал себя отличником. А потом как пошла настоящая учёба, а с ней тройки и двойки - ты понимаешь, что надо работать.

Так что ничего страшного нет, если мы перестали чувствовать «горение», которое испытывали в первые посты. Теперь нужно работать.

У Бога есть цель нашего пощения: чтобы мы смирились. У Марка Подвижника есть замечательные слова, в которых он говорит, что Бог даёт человеку благодать не за добродетели, не за труды, понесённые ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов.

Так что и результат поста будет, когда мы смиримся, то есть увидим себя немощными, такими, как мы есть на самом деле.

Бог вынужден ограничивать нас, чтобы мы трудились со смирением. И тогда, рано или поздно, то восприятие поста, которое было в начале нашей церковной жизни, вернется.

Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть…

– Отчаиваться точно не следует. Нужно верить, что Бог – милосерден, Он заранее знает, что мы грешны. Но Он воспитывает нас, ведёт к Себе, бережно хранит, любит нас.

На самом деле, вопрос не в том, чтобы Великим постом себя встряхнуть. Христианин должен себя «встряхивать» каждое утро, как минимум. Лучше – несколько раз за день. Жить в присутствии Бога. Вспомним слова Давида: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». То есть, Давид постоянно ощущал Бога рядом.


Пост и праздники

– Думаю, тех из наших родственников, для кого важны 23 февраля и 8 марта, надо обязательно поздравить, проявить любовь.

Что касается семейных праздников – у меня именины почти всегда Великим постом. И мы, конечно, их празднуем. Смысл праздника же не в том, чтобы обязательно съесть что-то скоромное, а в том, что близкие, любящие друг друга собрались вместе. В этом – роскошь праздника.

В гости?

Мы можем себе представить, как было трудно преподобному Серафиму выходить из затвора. Но Матерь Божья ему сказала, чтобы он шел и каждый день принимал по несколько десятков человек.

И вот к нему, отшельнику, непрерывно пребывавшему в молитве, в Богомыслии, пошел народ с такой болью, грязью, склоками, дрязгами, страстями… Каково святым с нами? Мы и Матерь Божью беспрерывно дёргаем по каким-то нашим, не столь важным в глобальным смысле заботам.

Но они нами не брезгуют, слушают, молитвенно заступаются перед Господом.

Мы же не хотим, чтобы, например, святитель Николай или целитель Пантелеймон сказали: «Знаешь, земное здоровье – не главное, нечего со всякой ерундой обращаться». И мы идем к святым со всем наболевшим, беспокоящим.

Так неужели мы, обычные люди, будем себя как-то противопоставлять нашим родственникам, друзьям, которые ждут нас, рады видеть? Неужели мы причиним им боль, мотивируя тем, что сейчас идет пост?!

Понятно, не нужно обзванивать друзей и говорить: «Чего-то я запостился, пригласите меня повеселиться». Это уже о другом.

Повторяю, человеку дарована такая роскошь, как общение с любимыми людьми. И общаться с ними можно, не нарушая устав поста. Но если ради любви приходится нарушить устав, нужно его нарушить, а потом покаяться в этом. Такое тоже бывает. Мы знаем подобные примеры, в том числе, из жизни святых, например, святителя Спиридона.

Или вот такая история: святитель Филарет Московский, не успев на Масленицу освятить дом какому-то вельможе, неожиданно приехал в первую седмицу поста. Когда кропил дом, вошел на кухню, а там готовились мясные блюда: вельможа совсем не ждал святителя именно сегодня.

Святитель – монах, который уже несколько десятилетий не пробовал мяса. Перед ним стояла дилемма не просто нарушить пост, а всю монашескую традицию (русские монахи не едят мяса) или попрекнуть человека и прославить его на весь мир, что вот, как в пост принимает.

Святитель принял безошибочное решение: он подошел, попробовал это мясо, похвалил поваров и пошел кропить дальше. Это Великим постом! Но зато он смог показать, что значит любовь к человеку. Притом, даже просто взглянув на его икону, можно понять, каким он был постником.

Пост и «медиа»

«Медиа-пост» очень важен. Обратите внимание: первое, что мы просим у Бога, первая ектиния почти в любом богослужении «о свышнем мире», то есть о мире Божьем, сходящим свыше. Виртуальное пространство катастрофически этот мир разрушает.


Пустое времяпрепровождение в социальных сетях, бесконечные комментарии, переписки, погружение в чьи-то посты (слово вроде то же самое, но смысл его другой) – внутренне очень сильно разоряет человека. Великим постом лучше отойти от этого. Если совсем тяжело отказаться – пробегите заголовки раз в день.

И не нужно бояться выпасть из информационного пространства, что-то пропустить. Новости в последнее время очень тяжелые, и, может быть, постом важнее усилить молитву примирения, потому что когда христиане молятся, они намного активнее действуют в этом мире, чем когда они переживают из-за плохих новостей. Если мы просто нервничаем, переживаем, значит, пространство недоброты добралось до нас и победило нас.

Если мы не можем удержаться от такого внутреннего опустошения, пребывая в информационном пространстве, лучше отгородиться от него на время.

Более того, мне кажется, что сейчас такое количество людей подпало под сильнейшую зависимость от интернета, которую можно сравнить с алкогольной или наркотической.

Поэтому попробуйте, вернувшись с работы, не садиться вечером перед экраном. Может быть, и ваш подросток станет играть меньше в компьютерные игры? Да, сначала это покажется непростым делом, но потом станет легче и появятся другие интересы, более полезные. Например, семейные разговоры, семейное общение…

А те, кто просто не ест мяса и не ходит в храм?

Пренебрежительного отношения, понятно, быть не должно. Даже если человек решил держать пост, просто ограничивая себя в каких-то продуктах, – это может быть таким неосознанным шагом к Богу, и это очень важно.

Помню, дети были на спортивной тренировке при храме, и я, ожидая их, разговорился с одним человеком. Как раз шел Великий пост. Этот человек – очень мощный, спортивный, говорит мне: «Не могу без мяса. Хотя бы в Великий пост? Он сколько длится? Сорок дней и неделя?! Вы что?!»

Тогда я предложил попробовать воздержаться хотя бы Страстную седмицу. «Семь дней? Боюсь, что не смогу», – ответил собеседник. «А если три дня», – предложил я. Человек этот крепко задумался и сказал, явно собирая в кулак волю: «Я попробую».

Я понял, что если этот мощный спортсмен три дня попостится, то это по трудам будет больше, чем все мои посты и постные дни за год.

Господь же не на внешнее, а на внутреннее смотрит, и иногда такие попытки гораздо больше нашего уставного полного пощения, что куда нам судить другого человека!

Конечно, если такой человек нас спрашивает, мы можем указать ему на цели поста. Но не так, что «ты грешишь, ты не прав», а показать, как много он теряет, не посещая такие чудесные богослужения поста. Это такая потеря, которую нечем восполнить.

Если ты придешь только на Пасхальное богослужение, то ты почувствуешь и поймешь меньше, чем если побываешь на службах Страстной седмицы, которые - настоящее сокровище. Можно рассказать, как ты для себя впервые открывал эти сокровища. Рассказать о службе 12 Евангелий, о том, почему в Великую пятницу нет Литургии…

Так что тем, кто впервые приступает к Великому посту, я бы посоветовал подумать, в чем вы сможете себя ограничивать. Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост.

Обязательно нужно открыть для себя богослужения Великого поста. Хотя бы один раз быть на чтении Покаянного канона, чтобы понять, что это такое, походить по воскресным дням, по будням, чтобы помолиться в полупустом храме во время великопостных служб. Обязательно приготовиться к причастию в Великий четверг.

протоиерей Федор Бородин


1. Кривые безразличия не могут пересекаться, так как это противоречило бы:

а) всем аксиомам поведения потребителя;

б) только аксиоме транзитивности;

в) аксиомам транзитивности и ненасыщения;

г) аксиомам транзитивности, ненасыщения и рефлексивности;

д) аксиомам транзитивности, ненасыщения и строгой выпуклости кривых безразличия к началу координат.

2. Строгая выпуклость кривых безразличия к началу координат выражает:

а) убывание наклона кривой безразличия;

б) убывание предельной нормы замещения ;

в) сбалансированность («усредненность») потребления;

г) убывание и возрастание ,

д) все перечисленное верно.

3. Карты безразличия для совершенных комплиментов и для антиблаг не удовлетворяют:

а) аксиомам упорядоченности и рефлексивности предпочтений;

б) аксиоме транзитивности;

в) аксиоме ненасыщения;

г) аксиоме строгой выпуклости кривых безразличия к началу
координат;

д) верно в) и г).

4. не убывает в случае, когда и :

а) совершенные субституты;

б) совершенные комплименты;

в) один из этих товаров – безразличное благо;

г) взаимоисключающие блага;

д) все перечисленное верно.

5. В точке индивид потребляет 6 ед. одежды (по ) и 8 ед. пищи (по ) в неделю, а в точке , находящейся на той же кривой безразличия – 9 ед. одежды и 7 ед. пищи в неделю. Если предположить, что в точке потребитель находится в состоянии оптимума, и изъять из его недельного потребительского набора 1 ед. пищи, заменив ее 6 ед. одежды, то:

а) благосостояние потребителя ухудшится;

б) благосостояние потребителя не изменится;

в) благосостояние потребителя улучшится;

г) на участке между и будет равна 6;

д) все перечисленное неверно.

6. Если потребитель – вегетарианец, то для него:

а) предельная норма замещения мяса овощами равна нулю;

б) предельная норма замещения мяса овощами равна бесконечности;

в) предельная норма замещения мяса овощами является положительной величиной, не превышающей 1;

г) мясо является безразличным благом;

д) кривые безразличия представляют собой вертикальные прямые линии;

е) кривые безразличия представляют собой горизонтальные прямые линии;

ж) верно а), г) и е);

з) верно б), г) и д).

7. Если в настоящее время потребитель, имеющий положительную предельную норму замещения рыбой всех других товаров , не потребляет рыбы, тратя весь бюджет на другие товары, то:

а) он находится в краевом оптимуме на оси ;

б) удешевление цены рыбы может склонить его к включению ее в его рацион наряду с другими товарами;

в) он может включить рыбу в свой потребительский набор под влиянием роста цен на все другие товары;

г) под влиянием изменения цен – на рыбу и/или на все другие товары – он может полностью переключиться на потребление рыбы;

д) включение рыбы в рацион потребителя, безусловно, положительно отразится на его благосостоянии;

е) включение рыбы в рацион потребителя положительно отразится на его благосостоянии только в случае снижения цены рыбы;

ж) верно а) – г);

з) верно а), б), в), е);

и) верно а), б), в), д).

8. Если в мире двух товаров и потребитель колеблется, покупать ли ему вообще товар по цене 10 руб. за единицу, а по вдвое меньшей цене он готов купить и 1, и 2 единицы этого товара, то:

а) предпочтения потребителя не могут быть представлены кривыми безразличия;

б) кривая спроса на товар представляет собой ломаную линию;

в) закон спроса для товара не соблюдается;

г) товар –дискретный товар;

д) все сказанное верно.

9. Как отразится «чистая» инфляция (та, при которой и цены, и доход растут одинаковым темпом) на индивидуальном спросе потребителя?

а) увеличит его;

б) уменьшит его;

в) оставит неизменным;

г) результат зависит от не упомянутых здесь внешних факторов;

д) результат зависит от характера предпочтений потребителя;

е) верно в) и г);

ж) все перечисленное неверно.

10. Потребитель полностью тратит свой доход лишь на два товара – и . Может ли, при неизменных и , быть так, что:

а) и , и –товары низшей категории;

б) и , и –нормальные товары;

в) –нормальный товар, –товар низшей категории;

г) –товар первой необходимости, –предмет роскоши;

д) верно б), в) и г).

11. Если в мире двух товаров и оптимум потребителя находится в точке с координатами , то может быть, что:

a) – безразличное благо;

б) – безразличное благо;

в) – антиблаго;

г) – антиблаго;

д) и – взаимоисключающие блага;

е) верно а), в) и д);

ж) верно б), г) и д).

12. Эффект дохода и эффект замены действуют в противоположных направлениях, причем эффект дохода превышает эффект замены по абсолютной величине (привести иллюстрацию):

д) изменяется цена товара низшей категории, не являющейся товаром Гиффена.

13. Эффект дохода и эффект замены действуют в противоположных направлениях, причем эффект замены превышает эффект дохода по абсолютной величине. (Привести иллюстрацию).

а) изменяется цена товара, имеющего совершенные заменители;

б) изменяется цена одного из пары совершенно взаимодополняемых товаров;

в) изменяется цена нормального товара;

г) изменяется цена товара Гиффена;

14. Если эффекты дохода и замены действуют в одном направлении, то (привести иллюстрацию):

а) изменяется цена товара, имеющего совершенные заменители;

б) изменяется цена одного из пары совершенно взаимодополняемых товаров;

в) изменяется цена нормального товара;

г) изменяется цена товара Гиффена;

д) изменяется цена товара низшей категории, не являющегося товаром Гиффена.

15. Если эффект дохода равен общему эффекту изменения цены, то (представить иллюстрацию):

а) изменяется цена товара, имеющего совершенные заменители;

б) изменяется цена одного из пары совершенно взаимодополняемых товаров;

в) изменяется цена нормального товара;

г) изменяется цена товара Гиффена;

д) изменяется цена товара низшей категории, не являющегося товаром Гиффена.

16. Известно, что рост цены товара привел бы к сокращению выручки продавцов. Известно также, что выручка сократилась бы при увеличении объема продаж. Можно утверждать, что точечная эластичность спроса по цене по абсолютному значению:

а) больше единицы;

б) меньше единицы;

в) равна единице;

г) снижается при повышении цены;

д) повышается при росте объема продаж.

17. Совокупный доход потребителей вырос, а доля товара в совокупных расходах потребителей сократилась. Можно утверждать, что по товару :

г) –товар Гиффена;

д) –товар низшей категории.

18. В урожайные годы совокупный доход фермеров от продажи
зерна снижается. Можно утверждать, что для зерна:

а) ; б) ; в) ; г) ; д) .

19. Можно утверждать, что снижение дохода приводит к тому, что по нормальным товарам:

а) ценовая эластичность спроса растет;

б) ценовая эластичность спроса падает;

в) эластичность спроса по доходу растет;

г) эластичность спроса по доходу падает;

20. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 150, 100, 50;

б) 200, 300, 400, 500;

в) 200, 200, 200, 200;

г) 200, 250, 270, 280;

д) 200, 150, 150, 150.

21. Даны три производственные функции: первая имеет вид , вторая – и третья – . Коэффициент эластичности замещения факторов производства:

а) наиболее высок для первой функции, ниже для первой и самый низкий для второй функции;

б) одинаков для всех функций;

в) выше для третьей функции и одинаков для первой и второй функций;

г) наиболее высокий для первой функции, ниже для второй и еще ниже для третьей функции;

д) наиболее высокий для второй функции, ниже для первой и еще ниже для третьей функции.

22. Если эластичность замещения факторов производства неизменна, то можно ли утверждать, что производственный процесс характеризуется производственной функцией:

а) линейной; б) нелинейной; в) леонтьевской; г) Кобба-Дугласа;

д) нельзя утверждать ничего из вышеперечисленного.

23. Фирма увеличила в 2 раза количество всех изменяемых ресурсов. При этом выпуск возрос в 1,5 раза. Это означает, что:

а) эффект масштаба убывающий, но производительность труда выросла;

б) эффект масштаба возрастающий и производительность труда выросла;

в) эффект масштаба убывающий, но производительность труда снизилась;

г) эффект масштаба неизменный, а производительность труда снизилась.

24. Если в результате технологических нововведений выпуск при неизменном количестве ресурсов возрастает, и снижаются, причем снижается быстрее, чем , то:

а) нововведения технически неэффективны;

б) средний продукт труда снижается;

в) средний продукт капитала снижается;

г) имеет место капиталоинтенсивный технический прогресс;

д) верно а), б) и в).

25. Траектория расширения выпуска стала более крутой. Причиной этого может быть:

а) технический прогресс;

б) повышение цены капитала;

в) повышение цены труда;

г) верно а) и б);

д) верно а) и в).

26. Производство кирпичей описано производственной функцией Как изменится капиталовооруженность , если соотношение цен ресурсов возрастет на один процент:

а) возрастет на 1 процент;

б) снизится на 1 процент;

в) снизится на 2 процента;

г) возрастет на 2 процента;

д) снизится на 0,5 процента.

27. Постоянные издержки возросли на 5 млн. руб., а прибыль сократилась на 2 млн. руб. В результате излишек производителя:

а) сократился на 2 млн. руб.;

б) сократился на 3 млн. руб.;

в) вырос на 3 млн. руб.;

г) сократился на 7 млн. руб.;

д) вырос на 2 млн. руб.

28. Если ресурсы, которые использует фирма, совершенно взаимозаменяемы, то траектория расширения производства:

а) является горизонтальной линией;

б) является вертикальной линией;

в) может быть либо горизонтальной, либо вертикальной линией;

г) представлена лучом, исходящим из начала координат под углом 45 градусов;

д) все перечисленное неверно.

29. В результате изменения цен на ресурсы постоянные издержки возросли ровно на такую же величину, на которую снизились переменные издержки. Максимизирующая прибыль конкурентная фирма должна:

а) увеличить выпуск;

б) сократить выпуск;

в) не изменять размеров выпуска;

г) понизить цену;

д) верно а) и г).

30. Повышение излишка производителя может быть следствием:

а) повышения цены товара;

б) повышения постоянных издержек;

в) снижения переменных издержек;

г) все перечисленное верно;

д) верно а) и в).

31. При каких условиях действует закон убывающей производительности фактора производства?

а) другие факторы производства остаются постоянными;

б) уровень технологии не изменяется;

в) все единицы переменного фактора являются однородными;

г) все факторы производства изменяются.

32. Конкурентная фирма функционирует на стадии неизменной отдачи от масштаба при . Если она увеличит выпуск в два раза, то:

а) прибыль возрастет в 2 раза;

б) прибыль сократится;

в) величина прибыли не изменится;

г) прибыль возрастет больше чем в 2 раза;

д) прибыль возрастет менее чем в 2 раза.

33. Какое из следующих выражений переставляет собой предельные издержки?

а) ; б) ; в) ; г) .

34. Если рыночная цена продукта меньше средних общих издержек, то фирма должна:

а) остановить производство этого продукта как можно скорее;

б) сократить производство продукта;

в) выбрать новую технологию;

г) сократить накладные расходы;

д) продолжить производство, пока рыночная цена позволяет покрыть средние переменные издержки.

35. В долгосрочном периоде:

а) все издержки переменные;

б) все издержки постоянные;

в) переменные издержки растут быстрее постоянных;

г) постоянные издержки растут быстрее переменных;

д) все издержки выступают как неявные.

36. При росте объема производства изокванта будет смещаться:

а) вверх и вправо;

б) вниз и вправо;

в) вверх и влево;

г) вниз и влево.

37. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли;

д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

38. В модели экономического роста Харрода равновесный темп прироста () определяется следующим отношением:

а) ; б) ; в) ; г) ; д) .

39. В модели Солоу предполагается, что:

а) доля инвестиций в доходе постоянна;

б) если доход постоянен, то инвестиции отсутствуют;

в) амортизация всегда превышает чистые инвестиции;

г) чистые инвестиции всегда превышают амортизацию.

40. Золотое правило накопления капитала определяет, как найти устойчивое состояние с наивысшим уровнем:

а) выпуска на одного работающего;

б) капиталовооруженности;

в) сбережений на одного работающего;

г) потребления на одного работающего.

41. Если население растет с темпом 1 % в год, а технологический прогресс – с темпом 2 % в год, то в устойчивом состоянии:

а) производительность труда растет с темпом 3 % в год, объем выпуска растет с темпом 3 % в год;

б) производительность труда растет с темпом 2 % в год, объем выпуска растет с темпом 2 % в год;

в) производительность труда растет с темпом 2 % в год, объем выпуска растет с темпом 3 % в год;

г) производительность труда растет с темпом 3 % в год, объем выпуска растет с темпом 2 % в год;

42. В условиях общего экономического равновесия должно соблюдаться равенство:

а) ; б) ; в) ; г) ;

д) должны выполняться равенства а) и б);

е) должны выполняться равенства а), б), в), г).

43. Закон общего экономического равновесия Вальраса предполагает:

а) если на двух рынках установится равновесие, то и на третьем рынке наступает равновесие;

И государственные расходы увеличиваются на 2, то, при прочих равных, равновесный уровень дохода увеличится на:

а) 5; б) 0,6; в) 3; г) 2;

46. В соответствии с моделью при увеличении налоговой ставки следует ожидать, что:

а) ставка процента возрастет, а ВВП снизится;

б) ВВП увеличится, а ставка процента упадет;

в) ВВП и ставка процента возрастут;

г) ВВП и ставка процента упадут.

47. В модели неожиданное увеличение уровня цен приведет к:

а) увеличению ставки процента и ВВП;

б) уменьшению ставки процента и ВВП;

в) увеличению ВВП и уменьшению ставки процента;

г) уменьшению ВВП и увеличению ставки процента.

48. Если растет спрос на деньги, то в модели в новом состоянии краткосрочного равновесия:

а) реальная ставка процента и выпуск возрастут;

б) реальная ставка процента и выпуск упадут;

в) реальная ставка процента возрастет, а выпуск упадет;

г) реальная ставка процента упадет, а выпуск возрастет.

49. В модели будет наблюдаться эффект полного вытеснения инвестиций при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, если:

а) чувствительность спроса на деньги к ставке процента равна нулю;

б) чувствительность спроса на деньги к доходу равна нулю;

в) чувствительность инвестиций к ставке процента равна нулю;

г) отсутствует автономное потребление.


Ответы на тесты

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
в д д д в з з г е д
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.
ж д г в а в в д д г
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30.
в д в г д а в в а д

Очень часто неправильно расставленные акценты во время поста приводят к тому, что Бог оставляет постящегося человека своей помощью и тот впадает в грубое нарушение поста.

Допустим, строго-престрого отпостившись две с половиной недели, человек вдруг в ярости накричит на жену или на ребёнка, или же поссорится с коллегой на работе.

Мы знаем святоотеческую формулу о том, что там, где случилось падение, его предварила гордыня. И в ситуации «срывов» во время поста нужно подумать, чем мы отдалили себя от Бога, что нужно пересматривать в нас самих.

Очень важно найти и продлевать Великим постом то внутреннее состояние, которое мы очень ждем, за которое Церкви очень благодарны, потому что получаем важные глубокие духовные дары. Средством к этому могут быть среды и пятницы – постные дни – в другое время года.

Если смотреть Кормчую книгу, то мы увидим, что в очень многих канонах Четыредесятница, среды и пятницы воспринимаются Церковью одинаково. За нарушение Великого поста, нарушение в среды и пятницы в течение всего года накладывается одинаковая епитимья.

Понятно, что в среды и пятницы мы не должны поститься так строго, как Великим постом, но важно стремиться именно к единому внутреннему настрою. Такому, который возникает в Чистый понедельник: это особое состояние, когда ты входишь в мир Великого поста. Ты ко многому готов, хочешь потрудиться, имеешь ревность. Вот так же нужно ощущать себя в среду утром и в пятницу утром.

Пост для тех, кто давно в Церкви

В период неофитства Бог даёт человеку ценные дары. Как путника поднимает его высоко-высоко и показывает чудесный город, до которого нужно дойти, чтобы потом он знал, что искать. А потом вновь ставит на землю: иди теперь через буреломы, овраги, колючки и кустарники. И человек начинает понимать, насколько он далёк от конечной цели.

В первый период, в период неофитского горения, Божьего аванса, мы воспринимаем себя совершенно неадекватно. Бог покрывает, и мы не видим меру своей греховности, своего падения.

Поэтому можно сказать, что первые наши посты, которые мы вспоминаем как чудо, вошедшее в нашу жизнь, когда мы открывали для себя духовный опыт, потрясающую культуру поста, – были Божьим подарком, нами незаработанным, не заслуженным.

Теперь к такому восприятию нужно приходить самому, и на это может понадобиться много времени. Христианство – это школа.

Первого сентября в первом классе тебе подарили подарок, ничего не спрашивали первый месяц, делали максимум поощрений, и ты считал себя отличником. А потом как пошла настоящая учёба, а с ней тройки и двойки – ты понимаешь, что надо работать.

Так что ничего страшного нет, если мы перестали чувствовать «горение», которое испытывали в первые посты. Теперь нужно работать.

У Бога есть цель нашего пощения: чтобы мы смирились. У Марка Подвижника есть замечательные слова, в которых он говорит, что Бог даёт человеку благодать не за добродетели, не за труды, понесённые ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов.

Так что и результат поста будет, когда мы смиримся, то есть увидим себя немощными, такими, как мы есть на самом деле.

Бог вынужден ограничивать нас, чтобы мы трудились со смирением. И тогда, рано или поздно, то восприятие поста, которое было в начале нашей церковной жизни, вернется.

Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть…

– Отчаиваться точно не следует. Нужно верить, что Бог – милосерден, Он заранее знает, что мы грешны. Но Он воспитывает нас, ведёт к Себе, бережно хранит, любит нас.

На самом деле, вопрос не в том, чтобы Великим постом себя встряхнуть. Христианин должен себя «встряхивать» каждое утро, как минимум. Лучше – несколько раз за день. Жить в присутствии Бога. Вспомним слова Давида: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». То есть, Давид постоянно ощущал Бога рядом.

Пост и праздники

– Думаю, тех из наших родственников, для кого важны 23 февраля и 8 марта, надо обязательно поздравить, проявить любовь.

Что касается семейных праздников – у меня именины почти всегда Великим постом. И мы, конечно, их празднуем. Смысл праздника же не в том, чтобы обязательно съесть что-то скоромное, а в том, что близкие, любящие друг друга собрались вместе. В этом – роскошь праздника.

В гости?

Мы можем себе представить, как было трудно преподобному Серафиму выходить из затвора. Но Матерь Божья ему сказала, чтобы он шел и каждый день принимал по несколько десятков человек.

И вот к нему, отшельнику, непрерывно пребывавшему в молитве, в Богомыслии, пошел народ с такой болью, грязью, склоками, дрязгами, страстями… Каково святым с нами? Мы и Матерь Божью беспрерывно дёргаем по каким-то нашим, не столь важным в глобальным смысле заботам.

Но они нами не брезгуют, слушают, молитвенно заступаются перед Господом.

Мы же не хотим, чтобы, например, святитель Николай или целитель Пантелеймон сказали: «Знаешь, земное здоровье – не главное, нечего со всякой ерундой обращаться». И мы идем к святым со всем наболевшим, беспокоящим.

Так неужели мы, обычные люди, будем себя как-то противопоставлять нашим родственникам, друзьям, которые ждут нас, рады видеть? Неужели мы причиним им боль, мотивируя тем, что сейчас идет пост?!

Понятно, не нужно обзванивать друзей и говорить: «Чего-то я запостился, пригласите меня повеселиться». Это уже о другом.

Повторяю, человеку дарована такая роскошь, как общение с любимыми людьми. И общаться с ними можно, не нарушая устав поста. Но если ради любви приходится нарушить устав, нужно его нарушить, а потом покаяться в этом. Такое тоже бывает. Мы знаем подобные примеры, в том числе, из жизни святых, например, святителя Спиридона.

Или вот такая история: святитель Филарет Московский, не успев на Масленицу освятить дом какому-то вельможе, неожиданно приехал в первую седмицу поста. Когда кропил дом, вошел на кухню, а там готовились мясные блюда: вельможа совсем не ждал святителя именно сегодня.

Святитель – монах, который уже несколько десятилетий не пробовал мяса. Перед ним стояла дилемма не просто нарушить пост, а всю монашескую традицию (русские монахи не едят мяса) или попрекнуть человека и прославить его на весь мир, что вот, как в пост принимает.

Святитель принял безошибочное решение: он подошел, попробовал это мясо, похвалил поваров и пошел кропить дальше. Это Великим постом! Но зато он смог показать, что значит любовь к человеку. Притом, даже просто взглянув на его икону, можно понять, каким он был постником.

Пост и «медиа»

«Медиа-пост» очень важен. Обратите внимание: первое, что мы просим у Бога, первая ектиния почти в любом богослужении «о свышнем мире», то есть о мире Божьем, сходящим свыше. Виртуальное пространство катастрофически этот мир разрушает.

Пустое времяпрепровождение в социальных сетях, бесконечные комментарии, переписки, погружение в чьи-то посты (слово вроде то же самое, но смысл его другой) – внутренне очень сильно разоряет человека. Великим постом лучше отойти от этого. Если совсем тяжело отказаться – пробегите заголовки раз в день.

И не нужно бояться выпасть из информационного пространства, что-то пропустить. Новости в последнее время очень тяжелые, и, может быть, постом важнее усилить молитву примирения, потому что когда христиане молятся, они намного активнее действуют в этом мире, чем когда они переживают из-за плохих новостей. Если мы просто нервничаем, переживаем, значит, пространство недоброты добралось до нас и победило нас.

Если мы не можем удержаться от такого внутреннего опустошения, пребывая в информационном пространстве, лучше отгородиться от него на время.

Более того, мне кажется, что сейчас такое количество людей подпало под сильнейшую зависимость от интернета, которую можно сравнить с алкогольной или наркотической.

Поэтому попробуйте, вернувшись с работы, не садиться вечером перед экраном. Может быть, и ваш подросток станет играть меньше в компьютерные игры? Да, сначала это покажется непростым делом, но потом станет легче и появятся другие интересы, более полезные. Например, семейные разговоры, семейное общение…

А те, кто просто не ест мяса и не ходит в храм?

Пренебрежительного отношения, понятно, быть не должно. Даже если человек решил держать пост, просто ограничивая себя в каких-то продуктах, – это может быть таким неосознанным шагом к Богу, и это очень важно.

Помню, дети были на спортивной тренировке при храме, и я, ожидая их, разговорился с одним человеком. Как раз шел Великий пост. Этот человек – очень мощный, спортивный, говорит мне: «Не могу без мяса. Хотя бы в Великий пост? Он сколько длится? Сорок дней и неделя?! Вы что?!»

Тогда я предложил попробовать воздержаться хотя бы Страстную седмицу. «Семь дней? Боюсь, что не смогу», – ответил собеседник. «А если три дня», – предложил я. Человек этот крепко задумался и сказал, явно собирая в кулак волю: «Я попробую».

Я понял, что если этот мощный спортсмен три дня попостится, то это по трудам будет больше, чем все мои посты и постные дни за год.

Господь же не на внешнее, а на внутреннее смотрит, и иногда такие попытки гораздо больше нашего уставного полного пощения, что куда нам судить другого человека!

Конечно, если такой человек нас спрашивает, мы можем указать ему на цели поста. Но не так, что «ты грешишь, ты не прав», а показать, как много он теряет, не посещая такие чудесные богослужения поста. Это такая потеря, которую нечем восполнить.

Если ты придешь только на Пасхальное богослужение, то ты почувствуешь и поймешь меньше, чем если побываешь на службах Страстной седмицы, которые – настоящее сокровище. Можно рассказать, как ты для себя впервые открывал эти сокровища. Рассказать о службе 12 Евангелий, о том, почему в Великую пятницу нет Литургии…

Так что тем, кто впервые приступает к Великому посту, я бы посоветовал подумать, в чем вы сможете себя ограничивать. Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост.

Обязательно нужно открыть для себя богослужения Великого поста. Хотя бы один раз быть на чтении Покаянного канона, чтобы понять, что это такое, походить по воскресным дням, по будням, чтобы помолиться в полупустом храме во время великопостных служб. Обязательно приготовиться к причастию в Великий четверг.

экология сознания: Очень часто неправильно расставленные акценты во время поста приводят к тому, что Бог оставляет постящегося человека своей помощью и тот впадает в грубое нарушение поста.

Очень часто неправильно расставленные акценты во время поста приводят к тому, что Бог оставляет постящегося человека своей помощью и тот впадает в грубое нарушение поста.

Допустим, строго-престрого отпостившись две с половиной недели, человек вдруг в ярости накричит на жену или на ребёнка, или же поссорится с коллегой на работе.

Мы знаем святоотеческую формулу о том, что там, где случилось падение, его предварила гордыня. И в ситуации «срывов» во время поста нужно подумать, чем мы отдалили себя от Бога, что нужно пересматривать в нас самих.

Очень важно найти и продлевать Великим постом то внутреннее состояние, которое мы очень ждем, за которое Церкви очень благодарны, потому что получаем важные глубокие духовные дары. Средством к этому могут быть среды и пятницы – постные дни – в другое время года.

Если смотреть Кормчую книгу, то мы увидим, что в очень многих канонах Четыредесятница, среды и пятницы воспринимаются Церковью одинаково. За нарушение Великого поста, нарушение в среды и пятницы в течение всего года накладывается одинаковая епитимья.

Понятно, что в среды и пятницы мы не должны поститься так строго, как Великим постом, но важно стремиться именно к единому внутреннему настрою. Такому, который возникает в Чистый понедельник: это особое состояние, когда ты входишь в мир Великого поста. Ты ко многому готов, хочешь потрудиться, имеешь ревность. Вот так же нужно ощущать себя в среду утром и в пятницу утром.

Пост для тех, кто давно в Церкви

В период неофитства Бог даёт человеку ценные дары. Как путника поднимает его высоко-высоко и показывает чудесный город, до которого нужно дойти, чтобы потом он знал, что искать. А потом вновь ставит на землю: иди теперь через буреломы, овраги, колючки и кустарники. И человек начинает понимать, насколько он далёк от конечной цели.

В первый период, в период неофитского горения, Божьего аванса, мы воспринимаем себя совершенно неадекватно. Бог покрывает, и мы не видим меру своей греховности, своего падения.

Поэтому можно сказать, что первые наши посты, которые мы вспоминаем как чудо, вошедшее в нашу жизнь, когда мы открывали для себя духовный опыт, потрясающую культуру поста, – были Божьим подарком, нами незаработанным, не заслуженным.

Теперь к такому восприятию нужно приходить самому, и на это может понадобиться много времени. Христианство – это школа.

Первого сентября в первом классе тебе подарили подарок, ничего не спрашивали первый месяц, делали максимум поощрений, и ты считал себя отличником. А потом как пошла настоящая учёба, а с ней тройки и двойки - ты понимаешь, что надо работать.

Так что ничего страшного нет, если мы перестали чувствовать «горение», которое испытывали в первые посты. Теперь нужно работать.

У Бога есть цель нашего пощения: чтобы мы смирились. У Марка Подвижника есть замечательные слова, в которых он говорит, что Бог даёт человеку благодать не за добродетели, не за труды, понесённые ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов.

Так что и результат поста будет, когда мы смиримся, то есть увидим себя немощными, такими, как мы есть на самом деле.

Бог вынужден ограничивать нас, чтобы мы трудились со смирением. И тогда, рано или поздно, то восприятие поста, которое было в начале нашей церковной жизни, вернется.

Если во время поста не получается усмирять гнев или другую страсть…

– Отчаиваться точно не следует. Нужно верить, что Бог – милосерден, Он заранее знает, что мы грешны. Но Он воспитывает нас, ведёт к Себе, бережно хранит, любит нас.

На самом деле, вопрос не в том, чтобы Великим постом себя встряхнуть. Христианин должен себя «встряхивать» каждое утро, как минимум. Лучше – несколько раз за день. Жить в присутствии Бога. Вспомним слова Давида: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». То есть, Давид постоянно ощущал Бога ряд

Пост и праздники

– Думаю, тех из наших родственников, для кого важны 23 февраля и 8 марта, надо обязательно поздравить, проявить любовь.

Что касается семейных праздников – у меня именины почти всегда Великим постом. И мы, конечно, их празднуем. Смысл праздника же не в том, чтобы обязательно съесть что-то скоромное, а в том, что близкие, любящие друг друга собрались вместе. В этом – роскошь праздника.

В гости?

Мы можем себе представить, как было трудно преподобному Серафиму выходить из затвора. Но Матерь Божья ему сказала, чтобы он шел и каждый день принимал по несколько десятков человек.

И вот к нему, отшельнику, непрерывно пребывавшему в молитве, в Богомыслии, пошел народ с такой болью, грязью, склоками, дрязгами, страстями… Каково святым с нами? Мы и Матерь Божью беспрерывно дёргаем по каким-то нашим, не столь важным в глобальным смысле заботам.

Но они нами не брезгуют, слушают, молитвенно заступаются перед Господом.

Мы же не хотим, чтобы, например, святитель Николай или целитель Пантелеймон сказали: «Знаешь, земное здоровье – не главное, нечего со всякой ерундой обращаться». И мы идем к святым со всем наболевшим, беспокоящим.

Так неужели мы, обычные люди, будем себя как-то противопоставлять нашим родственникам, друзьям, которые ждут нас, рады видеть? Неужели мы причиним им боль, мотивируя тем, что сейчас идет пост?!

Понятно, не нужно обзванивать друзей и говорить: «Чего-то я запостился, пригласите меня повеселиться». Это уже о другом.

Повторяю, человеку дарована такая роскошь, как общение с любимыми людьми. И общаться с ними можно, не нарушая устав поста. Но если ради любви приходится нарушить устав, нужно его нарушить, а потом покаяться в этом. Такое тоже бывает. Мы знаем подобные примеры, в том числе, из жизни святых, например, святителя Спиридона.

Или вот такая история: святитель Филарет Московский, не успев на Масленицу освятить дом какому-то вельможе, неожиданно приехал в первую седмицу поста. Когда кропил дом, вошел на кухню, а там готовились мясные блюда: вельможа совсем не ждал святителя именно сегодня.

Святитель – монах, который уже несколько десятилетий не пробовал мяса. Перед ним стояла дилемма не просто нарушить пост, а всю монашескую традицию (русские монахи не едят мяса) или попрекнуть человека и прославить его на весь мир, что вот, как в пост принимает.

Святитель принял безошибочное решение: он подошел, попробовал это мясо, похвалил поваров и пошел кропить дальше. Это Великим постом! Но зато он смог показать, что значит любовь к человеку. Притом, даже просто взглянув на его икону, можно понять, каким он был постником.

Пост и «медиа»

«Медиа-пост» очень важен. Обратите внимание: первое, что мы просим у Бога, первая ектиния почти в любом богослужении «о свышнем мире», то есть о мире Божьем, сходящим свыше. Виртуальное пространство катастрофически этот мир разрушает.

Пустое времяпрепровождение в социальных сетях, бесконечные комментарии, переписки, погружение в чьи-то посты (слово вроде то же самое, но смысл его другой) – внутренне очень сильно разоряет человека. Великим постом лучше отойти от этого. Если совсем тяжело отказаться – пробегите заголовки раз в день

И не нужно бояться выпасть из информационного пространства, что-то пропустить. Новости в последнее время очень тяжелые, и, может быть, постом важнее усилить молитву примирения, потому что когда христиане молятся, они намного активнее действуют в этом мире, чем когда они переживают из-за плохих новостей. Если мы просто нервничаем, переживаем, значит, пространство недоброты добралось до нас и победило нас.

Если мы не можем удержаться от такого внутреннего опустошения, пребывая в информационном пространстве, лучше отгородиться от него на время.

Более того, мне кажется, что сейчас такое количество людей подпало под сильнейшую зависимость от интернета, которую можно сравнить с алкогольной или наркотической.

Поэтому попробуйте, вернувшись с работы, не садиться вечером перед экраном. Может быть, и ваш подросток станет играть меньше в компьютерные игры? Да, сначала это покажется непростым делом, но потом станет легче и появятся другие интересы, более полезные. Например, семейные разговоры, семейное общение…

А те, кто просто не ест мяса и не ходит в храм?

Пренебрежительного отношения, понятно, быть не должно. Даже если человек решил держать пост, просто ограничивая себя в каких-то продуктах, – это может быть таким неосознанным шагом к Богу, и это очень важно.

Помню, дети были на спортивной тренировке при храме, и я, ожидая их, разговорился с одним человеком. Как раз шел Великий пост. Этот человек – очень мощный, спортивный, говорит мне: «Не могу без мяса. Хотя бы в Великий пост? Он сколько длится? Сорок дней и неделя?! Вы что?!»

Тогда я предложил попробовать воздержаться хотя бы Страстную седмицу. «Семь дней? Боюсь, что не смогу», – ответил собеседник. «А если три дня», – предложил я. Человек этот крепко задумался и сказал, явно собирая в кулак волю: «Я попробую».

Я понял, что если этот мощный спортсмен три дня попостится, то это по трудам будет больше, чем все мои посты и постные дни за год.

Господь же не на внешнее, а на внутреннее смотрит, и иногда такие попытки гораздо больше нашего уставного полного пощения, что куда нам судить другого человека!

Конечно, если такой человек нас спрашивает, мы можем указать ему на цели поста. Но не так, что «ты грешишь, ты не прав», а показать, как много он теряет, не посещая такие чудесные богослужения поста. Это такая потеря, которую нечем восполнить.

Если ты придешь только на Пасхальное богослужение, то ты почувствуешь и поймешь меньше, чем если побываешь на службах Страстной седмицы, которые - настоящее сокровище. Можно рассказать, как ты для себя впервые открывал эти сокровища. Рассказать о службе 12 Евангелий, о том, почему в Великую пятницу нет Литургии…

Так что тем, кто впервые приступает к Великому посту, я бы посоветовал подумать, в чем вы сможете себя ограничивать. Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост.

Обязательно нужно открыть для себя богослужения Великого поста. Хотя бы один раз быть на чтении Покаянного канона, чтобы понять, что это такое, походить по воскресным дням, по будням, чтобы помолиться в полупустом храме во время великопостных служб. Обязательно приготовиться к причастию в Великий четверг. опубликовано

«А вдруг он будет путать языки!» Ни один родитель, решившийся на второй язык для своего малыша, не избежал встречи с этим вопросом.

Для того, чтобы понять, бывает ли путаница и какие от неё последствия, необходимо развести два ключевых понятия — «путать языки» и «смешивать языки».

Важно понимать, что дети приходят в этот мир стерильными в плане знаний. Они не рождаются со встроенным родным языком в голове и тем более со знанием того, что языков может быть больше, чем один.

Когда мы говорим о путанице в языках, то подразумеваем, что у ребёнка отсутствует осознание того, что в его жизни два языка, не происходит дифференциации. Он думает, что вместо двух языков слышит один. В голове не выстраивается отдельно система первого языка, отдельно второго языка. За дифференциацию языков отвечают металингвистические способности (понимание ребенком факта, сути и предназначения языка), которые проявляются абсолютно у всех детей без исключения. Почти все исследователи детского билингвизма отмечают раннее осознание роли языка и функций применения у двуязычных детей по сравнению с одноязычными. 1

Французский лингвист Жюль Ронжа и американский языковед Вернер Леопольд были первыми, кто это заметил. Так, сын Жюля Ронжа Лео, в возрасте 1,8 года не только различал два языка, но и называл их «comme papa» (как папа) и «comme mama» (как мама). Затем рядом зарубежных исследователей было подтверждено, что двуязычные дети к двум годам отлично понимают роль языка, количество языков вокруг них, а ближе к трём уже рассуждают о том, кто из членов семьи какие языки знает. Для сравнения, у одноязычных детей такое понимание наступает только после трёх лет, ближе к пяти.

Совсем недавно мы с дочерью гостили у моих родителей. Они не владеют иностранными языками. Однако, в игре с внучкой мой папа, некогда изучавший английский в школе, попытался вспомнить несколько слов и сказал пару фраз Мими. Уже лёжа в кровати перед сном дочь поделилась со мной рассуждениями:

— Mama, granny doesn’t speak English. She speaks Russian.

— But grandpa can speak English. He told me today «Hello, baby», «How are you» and «cabbage».

Этот момент мне показался весьма любопытным и по приезду домой я взяла у Мими небольшое интервью.

На примере собственной дочери я убедилась, что двуязычие не вызывает путаницу. Более того, практически никто из ученых-лингвистов, изучающих вопросы детского билингвизма, не описывает случаи, когда ребенок не смог осознать, что вместо одного языка слышит два, и выстроить две языковые системы в голове.

Путаница языков встречается редко и в большинстве своем это дело рук самих родителей. В попытках ее избежать, мамы часто начинают дублировать свою английскую речь на русский, тем самым нарушая всю природу усвоения языка.

«Леночка, а как будет «зайка» по-английски? Скажи bunny. Well done, умничка какая. And what can bunnies do? А что банни умеет делать? Hop! Hop! Прыгать, вот так!»

Приведённый выше пример демонстрирует, как ни в коем случае нельзя общаться с малышом. Дублирование усложняет малышу задачу настолько, что он не в состоянии понять сколько языков слышит; следовательно, задача различить языки становится невозможной, этап понимания не наступает, а без понимания невозможен этап говорения. Есть вероятность, что ребёнок замолчит, даже если до введения второго языка он говорил несколько слов. К сожалению, родители, чей малыш попал в такую ситуацию, очень активно начинают рассказывать о своей неудачной попытке сделать малыша билингвом, объясняя причины провала тем, что двуязычие ведет к неусвоению языков вообще, не называя истинные причины.

«Но мой малыш употребляет в одном предложении слова из разных языков! Он все путает!»- воскликнут многие мамы.

И здесь очень важно понять, что дети в подавляющем большинстве не путают, а смешивают языки. Смешивание, или по-научному лингвокреативная деятельность, это явление, когда ребёнок осознаёт, что слышит два языка, однако внутри одного высказывания и, порой, даже одного слова, сознательно их смешивает. Смешение может затрагивать разные сферы языка: фонетическую (произнесение, например, русских слов с английским произношением или замена отдельных звуков), лексическую, грамматическую и/или семантическую. Он может употребить в одной фразе слова из разных языков: «Дай book!», или скопировать грамматику одного языка, высказываясь на другом: «»Это мама’s сумка» (из моих личных наблюдений за дочерью). Смешивание это важный этап, когда у ребёнка в голове происходит упорядочение языкового материала. Именно путем комбинирования языковых систем в одной фразе ребенок проводит аналитическую работу над лингвистическими явлениями в обоих языках. На самом деле, как раз в этот-то момент и происходит упорядочение лингвистического материала в голове ребенка.

Сначала малыш смешивает языки бессознательно, заполняя «пустые клетки» в языке. А затем, когда в полной мере осознаёт факт языков, начинает делать это сознательно. В исследованиях лингвистов это называется «языковая игра». Именно языковая игра отличает двуязычие от искусственного изучения языка в более старшем возрасте, поскольку маленькие билингвы не боятся делать ошибки во втором языке или говорить не так, «как положено». Они виртуозно и смело экспериментируют со словами и фразами, ровно так же, как это делают одноязычные дети с родным языком, выворачивая слова и изобретая новые:

— Мама, папа сегодня зликий! (=злой)

— Не могу найти открывательницу! (= ярлычок, с помощью которого открывается сок)

Смешивание это аналогичный процесс, только вместо одного языка у ребёнка для лингвокреативной деятельности целых два.

Моя дочь активно смешивала русскую и английскую речь примерно до двух с половиной лет. После этого возраста смешивание стало более контролируемым с её стороны, постепенно пошло на убыль и окончательно сошло на нет к возрасту 2,8 года. Для меня эта картина выглядела так, как будто Мими высыпала в одну кучу два разных конструкторов и пыталась соединить их, экспериментируя и подбирая детали с видом «а что получится, если я скажу вот так или так». Сейчас я могу охарактеризовать этот этап как наиболее забавный и яркий в становлении ее речи. На сегодняшний день, в возрасте 3 лет и 2х месяцев вместо смешивания появились фразы «Мама, как это по-русски?» и «I forgot it in English». В то же время Мими до сих пор активно поддерживает мою инициативу поиграть словами, процесс приносит ей удовольствие.

Давайте подведём итоги:

1) Путаница языков это когда ребенок не понимает, что вокруг звучат два разных языка. Как правило прямое следствие — ребенок перестает говорить, так как не может понять смысл обращенной к нему речи, а без понимания невозможно говорение.

2) Смешивание — это естественный процесс, важный этап развития, при котором малыш отлично разграничивает два языка, говорит на них (!), но употребляет в одном предложении языковые единицы обоих языков.

3) Путаница встречается редко и является следствием ошибок родителей при воспитании на двух языках. Требуется обязательная коррекция.

4) Смешиванию подвержены почти все малыши-билингвы без исключения. Это процесс, который длится у всех детей разное количество времени, постепенно угасает и исчезает к 4-5ти годам.

Что делать родителям, чтобы избежать путаницы и уменьшить степень смешивания в речи малыша.

error: Content is protected !!